Экологическое право
Экологическое право - отрасль права, регулирующая отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов.
Субъектами экологического права. (участниками экологических правоотношений) являются граждане, юридические лица, муниципальные образования, а также государство.
Предметом экологического права как самостоятельной отрасли права выступают экологические (природоохранительные) общественные отношения. Данный вид волевых общественных отношений может складываться в сфере сохранения, улучшения, воспроизводства, использования ресурсов, либо в сфере управления окружающей природной средой (ОПС). В их число входят отношения: в сфере создания и функционирования особо охраняемых природных территорий: по обеспечению экологической безопасности; в сфере применения юридической ответственности за экологические правонарушения.
Объектами экологических общественных отношений выступают: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная древесно-кустарниковая растительность, дикий животный мир, находящийся в состоянии естественной свободы, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, а также такие особо охраняемые природные объекты, как государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, ботанические сады и дендрарии, государственные природные заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а равно находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений и места их обитания.
В экологическом праве преобладает императивный (повелительный) метод, отражающий активную роль государства в регулировании природопользования и обеспечении охраны природной среды.
Система отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Общая часть экологического права состоит из следующих правовых институтов:
а) общие положения экологического права
б) государственное управление охраной ОПС и природопользованием; в) право граждан на здоровую, благоприятную ОПС: г) экономико-правовой механизм охраны ОПС;
д) нормирование качества ОПС:
е) правовые основы информационного обеспечения;
ж) право природопользования;
з) юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Особенная часть экологического права объединяет следующие правовые институты:
а) правовое регулирование использования и охраны земель:
б) правовое регулирование использования и охраны недр;
в) правовое регулирование использования и охраны вод;
г) правовая охрана атмосферного воздуха и озонового. слоя;
д) правовое регулирование охраны лесов и древесно-кустарниковой растительности;
е) правовое регулирование охраны и использования животного мира;
ж) правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов;
з) правовое регулирование обращения с радиоактивными и опасными веществами и твердыми отходами;
и) правовой режим экологически неблагоприятных территорий.
Специальная часть включает:
а) экологическое право и управление в зарубежных странах;
б) международно-правовую охрану ОПС.
Конституция РФ в ст. 9 содержит принцип разнообразия форм собственности на природные ресурсы, а также принцип рационального использования и охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статья 36 закрепляет принцип ненанесения ущерба ОПС, ненарушения прав и законных интересов иных лиц при владении, пользовании и распоряжении природными ресурсами. Статьи 41-42 провозглашают принцип права граждан на экологически благоприятную природную среду.
Самостоятельность экологического права как отрасли права подтверждается и наличием особой системы нормативно-правовых актов (источников), регулирующих экологические (природоохранительные) отношения.
Особую роль среди специальных систематизированных законодательных актов как источников экологического права играет Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды". В нем закреплены такие отраслевые принципы, как: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества; неуклонное соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за экологические правонарушения; гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране ОПС.
В этом законе впервые закреплены нормы, регулирующие экономический механизм охраны ОПС, нормирование качества ОПС. понятия зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия и определен порядок объявления их таковыми.
Многочисленные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения, принимаются на уровне субъектов РФ (законы об охране ОПС. земельные кодексы, кодексы о недрах и т.д.). Определенную роль в регулировании природоохранительных отношений играют акты местных органов самоуправления (перспективные программы развития муниципальных образований, программы использования и охраны земель и т.п.).
- Основные принципы экологического права
Принципы права представляют собой руководящие положения, в соответствии с которыми строится вся отрасль права, основные начала выражающие его сущность и социальное назначение. Принципы экологического права отражают объективные закономерности и потребности общества, каждого человека в экологически благоприятной окружающей природной среде.
Основные принципы экологического права закреплены в статье 3 Закона 'Об охране окружающей природной среды'. К ним относятся:
1. Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
2. Принцип научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную ля жизни окружающую природную среду;
3. Принцип рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
4. Принцип законности и неотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений;
5. Принцип гласности в работе органов государственного управления, тесной связи с общественностью в решении природоохранных задач;
6. принцип международного сотрудничества в охране окружающей природной среды.
Анализ действующего законодательства позволяет выделить ряд других принципов:
1. Принцип предотвращения вреда окружающей природной среде;
2. Принцип устойчивого развития;
3. Принцип платности использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды;
4. Разрешительный порядок воздействия на окружающую природную среду.
- Источники экологического права
1. Конституция РФ:
- ст. 9 ч. 1 закрепляет приоритет требований по охране окружающей среды;
- ч. 2 закрепляет возможность природных объектов находится в разных формах собственности;
- в ст. 36 Конституции говорится о принадлежности частной собственности на землю;
- ст. 42 содержит основы правового статуса человека в экологической сфере;
- ст. 58 сохранность природной среды;
- ст. 72 - наличие двух уровней: федеральный и региональный;
2. Экологическое законодательство:
- ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года (ранее - закон РСФСР от 29 декабря 1991 года «Об охране окружающей природной среды»);
- закон «Об экологической экспертизе»;
- закон «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов»;
- закон «О безопасности гидротехнических сооружений»;
- закон «Об отходах производства и потребления»;
3. Другие законы, в совокупности, составляющие природоохранное законодательство, в том числе о консервативной охране:
- Закон «Об особо охраняемых природных территориях»;
- «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
- Об охране озера Байкал;
4. Природоресурсное законодательство:
-
Земельный Кодекс и земельное законодательство в целом;
- Водный Кодекс;
- Лесной Кодекс 2006 года;
- законы «О недрах»;
- «О животном мире»;
- «Об охране атмосферного воздуха»;
- «О континентальном шельфе»;
- указы президента;
- постановления Правительства («О государственной экологической экспертизе»);
- ведомственные нормативные акты.
5. К числу источников экологического права относятся так же экологизированные правовые акты - нормативные акты иной отраслевой принадлежности, содержащие нормы права, регулирующие экологические правоотношения (например, ГК - подрядчик по договору строительного подряда обязан выполнить работу методами, безопасными для окружающей среды).
Но этим источникам присущен ряд особенностей:
1. Источники экологического права относятся к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях.
2. Еще одна особенность данной отрасли в том, что экологические нормы могут относиться к разным отраслям права.
Источники экологического права могут быть классифицированы по следующим основаниям:
- по юридической силе - на законы и подзаконные акты.
Законы - нормативно-правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.
Подзаконные акты - все иные нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.
- по предмету регулирования - на общие и специальные.
Общие - регулируют как экологические, так и иные общественные отношения (Конституция РФ).
Специальные - это акты, целиком, посвященные вопросам охраны окружающей среды или ее элементов (например, Закон "Об охране окружающей природной среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и др.).
- по характеру правового регулирования - на материальные и процессуальные.
Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях" и др.).
Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Они касаются предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических права и интересов и т.д. (Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. и др.).
- по своему характеру - на кодифицирующие и не являющиеся таковыми. К кодифицирующим актам можно отнести Закон "Об окружающей природной среде", Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О недрах" и др.
Их отличительной особенностью является систематизация эколого-правовых норм на базе основополагающих правовых принципов путем их уточнения, ликвидации внутренних противоречий и совершенствования, развития в процессе нормотворчества.
|